Находился в г. Могилёве. Основан в 1619-1620 гг. Обитель тесно связана с Могилёвским Крестоносным православным братством, первоначально организованным при могилёвском Спасском муж. мон-ре по инициативе священников и мирян, получивших на это грамоту 21 марта 1597 г. (Копысский. 1975. С. 162). Возникнув сразу после заключения Брестской унии 1596 г., братство имело непростые отношения с королевской властью, которые усугублялись проводимой ее представителями церковной политикой. 9 окт. 1618 г. одним из решительных действий братчиков и могилёвских мещан, к-рых поддерживал письмами настоятель вильнюсского в честь Сошествия Святого Духа на апостолов мужского монастыря архим. Мелетий (Смотрицкий), стал запрет на въезд в город полоцкого униат. еп. Иосафата (Кунцевича). В 1620 г. священники заявили ему об отказе совершать богослужения в церквах Могилёва, перешедших униатам, из-за этого «дети без крещения от сего свету отходят» (Мелешко. 1988. С. 215-217). Учитывая дискриминационные законы Речи Посполитой в отношении православных, М. Б. м. мог быть устроен только на частной территории, которая была выкуплена под застройку в центре Могилёва. Формально земля стала принадлежать авторитетному землевладельцу кн. И. Б. Огинскому. Еще 4 июня 1619 г. он «внес в Виленские трибунальные книги свой дарственный фундуш на имя Виленского братства». Братству покровительствовали некоторые представители правосл. магнатского рода Воловичей. В трибунальном суде кн. Огинский официально передал права на выкупленную землю братству, лишившемуся своего центра - могилёвского Спасского мон-ря, обладавшего большими налоговыми привилегиями и правом сбора денег за перевоз на р. Днепре. Такое юридическое решение обеспечивало защиту в суде основателей М. Б. м. от возможных имущественных притязаний униатов. Добившись выгодного для себя постановления суда польского кор. Сигизмунда III Вазы, униаты еще 22 марта 1619 г. получили грамоту, по которой братчики и др. правосл. жители Могилёва остались без храмов, отданных в собственность униатам.
В письме от 12 марта 1622 г. литов. канцлер Л. И. Сапега предложил полоцкому униат. еп. Иосафату (Кунцевичу) из-за сложившейся ситуации вернуть православным их церкви, но это пожелание не было принято (Там же. С. 217-220). В 1623 г. инстигатор Великого княжества Литовского (ВКЛ) обращал внимание кор. Сигизмунда III Вазы на то, что «рада Могилёва сумела приобрести привилегию, по которой ей разрешалось выкупать дома и участки, принадлежавшие шляхте, боярам, духовенству, пушкарям, издавна относившимся к юрисдикции замка» (Копысский. 1975. С. 123-124).
В эти тяжелые годы наставниками могилёвских братчиков выступили представители Виленского православного Свято-Духовского братства, самого влиятельного в Речи Посполитой. С представителями Виленского и Львовского правосл. братств могилёвцы поддерживали связи еще с кон. XVI в. Учитывая свою стесненность в совершении богослужений, жестокое преследование православных священников, запрет строить и ремонтировать церкви в Полоцкой епархии и другие ограничения, касавшиеся православных, послы могилёвского братства добились того, что 19 мая 1620 г. возвращавшийся домой из Москвы через земли Речи Посполитой Иерусалимский патриарх Феофан III выдал им в Киеве благословенную грамоту на организацию М. Б. м. и уже существовавшее училище (Жудро. 1890. С. 34-42).
Развитию М. Б. м. способствовали события осени 1632-1633 гг. Сначала братчики добились привилея от нового польского короля и Литовского вел. кн. Владислава IV Вазы, который в период своей элекции, нуждаясь в поддержке православных магнатов и шляхты, охотно подтверждал их права и выдавал новые привилеи, напр. передал православным 4 церкви в Могилёве. 3 марта 1633 г. братия монастыря получила разрешение печатать книги для нужд новых православных школ (АСЗР. Т. 2. № 34. С. 45-46); прежняя школа братчиков была захвачена униатами еще в 1624 г. (Жудро. 1890. С. 49; Мелешко. 1988. С. 223).
В 1633 г. К-польский патриарх Кирилл I Лукарис, ранее преподававший в Острожской академии по приглашению кн. К. К. Острожского, пожаловал братчикам ставропигию на М. Б. м., что было нелишним в период фактического отсутствия власти правосл. епископов в Речи Посполитой (АСЗР. Т. 2. № 35. С. 47-48). Однако митр. Киевский свт. Петр (Могила), опасаясь политических последствий, грамотой от 4 нояб. 1634 г. запретил братчикам дальнейшее устройство М. Б. м., разъясняя им, что нельзя ставить в обители архимандрита без епископского благословения (Там же. № 39. С. 54). При этом архиерей в др. послании от 4 нояб. 1634 г. просил братчиков оказать ему материальную помощь, необходимую для проведения реставрационных работ в киевском Софийском соборе (Там же. № 38. С. 52-53). Митр. Петр (Могила) уступил просьбам братчиков о дальнейшем устроении монастыря лишь 15 июля 1635 г., когда посетил Могилёв (Там же. № 43. С. 57-60).
2 мая 1635 г. Виленское правосл. братство формально уступило обитель Могилёвскому правосл. братству (Там же. № 40. С. 54-55). 1 авг. 1636 г. в М. Б. м. был освящен собор в честь Богоявления (1633-1636). Впосл. в нем устроили приделы в честь Сошествия Св. Духа на апостолов и Рождества Пресв. Богородицы. По мнению исследователей, этому храму, построенному в стиле раннего барокко, близки по архитектуре городские Покровская и Успенская церкви, а также Никольский собор могилёвского во имя святителя Николая Чудотворца монастыря (Кацер М. [С.] Архитектура г. Могилёва // Изв. АН БССР. 1948. № 6. С. 52). Московский стольник П. А. Толстой, прибывший в Могилёв 30 марта 1697 г., отметил сходство Богоявленского храма с минским Петропавловским собором. В монастырском соборе «8 столпов, около шти столпов зделаны хоры. Строение в той церкве изрядной резной работы золоченое. Та церковь вся подписана стенным письмом изрядным, иконостас резной, золоченой, великой, изрядной работы». Стольник писал, что во время Страстной недели «в той церкве иконостас весь и святыя иконы завешены были крашениною вишневою, и по той крашенине писаны Страсти Христовы живописным добрым писмом». Служба в храме «отправляется греческаго обыкновения зело чинно, святыя иконы у столпов изрядных писем и зело богатым украшением убраны» (Путешествие. 1992. С. 11-12).
Каменная 3-апсидная 10-столпная крестово-купольная базилика имела 8-гранные барабаны и купола, установленные в 1700 г., а также 3 башни. Ярусная композиция первоначального фасада завершалась 2 башнями и фигурным фронтоном между ними. В храме был установлен деревянный резной иконостас. В 1755 г. его оклад был выполнен из серебра могилёвским чеканщиком Петром Слизиком. Начало строительства благословил новый Могилёвский, Мстиславский и Оршанский еп. Сильвестр (Косов), выходец из Львовского правосл. братства.
При 1-м настоятеле архим. Варлааме (Половке; 1634-1639) в М. Б. м. был принят общежительный устав, заведен синодик. Территория обители увеличилась благодаря новым вкладам, пожертвованиям и передаче во владение братии смежных участков представителей местной правосл. знати. Так, кнг. Е. Б. Корсак, вдова кричевского и олучицкого старосты кн. Б. И. Соломерецкого, 29 окт. 1618 г. продала правосл. членам магистрата Могилёва дом «с пляцем, з будованем у улицы великой Шкловской», а полученные 400 коп литов. грошей передала в мон-рь. Известны пожертвования кн. Огинского, мстиславского подкомория пана Б. В. Стеткевича-Завирского и его жены кнг. Е. Б. Соломерецкой (АСЗР. Т. 2. № 26. С. 26-27; № 37. С. 49-51; № 45. С. 61-64), к-рые еще ок. 1626 г. выступали как фундаторы оршанского Кутеинского в честь Богоявления монастыря (Жудро. 1890. С. 44-45, 53-55). На полученные средства был построен монастырский двор (вдоль Шкловской ул.) с деревянными кельями и домом настоятеля. В 1636-1638 гг. в обители работал видный белорус. печатник Сильвестр Соболь, в кон. XVII - нач. XVIII в.- Максим Вощанка. Учителями в братской школе служили приглашенные преподаватели из Киева и Полоцка (напр., студент С. А. Косович), а также местные жители «Тимофей Грибач, Павел, Константин, Афанасий Стрелецкий, учивший лат. языку, Федор Тарасович, Игнатий и др.». М. Б. м. посещал брестский игум. св. Афанасий (Филиппович) (Там же. С. 60; Мелешко. 1988. С. 223).
В М. Б. м. вслед за первыми попечителями появились и др. крупные вкладчики. Так, напр., в 1633 г. обитель получила «по завещанию земян Оршанского повета на вечное время шесть волок земли, несколько огородов с садами и крепостными». Могилёвские мещане Иван Степанович и Харко Ескович подарили настоятелю 2 волоки земли. В 1635 г. мещане Андрей Карпович Рослин, Авдей Авдеевич и Овтушко Устинович Широнос отдали в распоряжение монастыря 5 волок. В 1637 г. мещане передали в М. Б. м. свои земельные участки и дома с усадьбами (Мелешко. 1988. С. 196). К 1637 г. М. Б. м. владел в городе 3 домами, 7 земельными участками, 11 волоками пахотной земли, «броваром» и несколькими огородами. В 1638 г. земли и имущество М. Б. м. существенно увеличились. Мещанин Т. Г. Ко́зел подарил обители «добра свои… пляц з садом и стайнею лежачий тут в месте млгилевском над озером», а также «другий пляц з садом лежачий в месте… так теж бровар з лисцем, котлом пивным и всем начинем, до вареня пива належачим, и с колодезем над озером, под горою» (Там же. С. 161). В период с 1634 по 1641 г. от вкладчиков в М. Б. м. поступило 9 домов с усадьбами, 4 земельных участка, «до 22 волок земли, из них шесть волок с поселенными крестьянами и более шести волок лесу» (Там же. С. 224).
До 8 июня 1643 г. напротив М. Б. м. был основан «паненский» мон-рь, в котором не было церкви. Киевский митр. Петр (Могила) предоставил монахиням право продажи изготовляемых ими просфор и свечей на территории обители и в др. местах. К 1648 г. часть сестер была переселена в могилёвский Никольский мон-рь (Жудро. 1890. С. 55). Но жен. мон-рь при М. Б. м. действовал до 1797 г., когда, несмотря на просьбы и протесты, его закрыл еп. Афанасий (Там же. С. 84).
В нач. 1650 г. положение братчиков улучшилось после январских переговоров Киевского митр. Сильвестра (Косова) с новым польским кор. Яном II Казимиром Вазой, разрешившим вернуть православным могилёвцам «церковь святаго Спаса, монастыр с приходами». В сент. 1654 г. при посредничестве братчика К. Ю. Поклонского и его сторонников могилёвцы открыли ворота города рус. войскам (Там же. С. 65-67). 4 сент. 1656 г. братчики получили благодарственное послание Киевского митр. Сильвестра (Косова) (АСЗР. Т. 2. № 52. С. 78). 6 дек. 1657 г. могилёвский воевода И. В. Бутурлин получил грамоту от патриарха Московского и всея Руси Никона, который по просьбе братчиков запретил монахам М. Б. м. держать в городе корчму, в которой они «безчинствуют и продают вино» (Там же. № 53. С. 79). В сер. XVII в. в М. Б. м. была возведена небольшая теплая каменная ц. во имя ап. Иоанна Богослова, а в 1657 г. начато строительство 4-ярусной колокольни (башни-звонницы), на которую в 1686 г. установлен колокол. Позднее к ней с одной стороны был пристроен каменный дом с погребами и амбарами, а с другой - деревянный дом и 6 каменных лавок.
В 1661 г. насельники и братчики отказались впустить в город еп. Иосифа (Нелюбовича-Тукальского) и вместе со своим игум. Севастианом (Комаром) поддержали московского кандидата на кафедру еп. Мефодия (Филимоновича). Однако большинство могилёвских мещан были против их действий (Жудро. 1890. С. 68). Обитель сильно пострадала во время восстания жителей Могилёва против русской администрации в 1661 г., а также от действий швед. оккупационных войск в 1708 г., которые полностью разграбили М. Б. м., забрав из него более 150 серебряных предметов церковной утвари. Ущерб монастырю нанесли городские пожары 1664, 1666, 1748, 1810 и 1850 гг., после которых проводились масштабные реставрационные работы.
В 1669 г. с разрешения короля в М. Б. м. при Иоанно-Богословской ц. было организовано т. н. Младшее братство. Его членами могли становиться неженатые мужчины и незамужние женщины, к-рые «делали по возможности между собою складки денежныя на церковныя той церкви надобности». Члены Младшего братства имели свою казну, самостоятельно избирали «отдельных старост, подстарост и шафарей» (Там же. С. 68-69). В 1676 г. была возрождена типография, в 1682 г.- школа. В XVII-XVIII вв. большую роль в управлении М. Б. м. играли старшие братчики. Они контролировали доходы и расходы обители, занимались благотворительностью и просвещением, финансировали ремонт Богоявленского собора, оплачивали деятельность уч-ща, госпиталя и типографии.
17 дек. 1692 г. митр. Киевский и Галицкий Варлаам (Ясинский) уведомил братчиков о том, что посылает в Могилёв иеромонахов Иосифа (Палемяка) и Товию (Петрашко), к-рые должны выяснить причины конфликтов среди братии, т. к. «все тамошнее Крестоносное братство, испокон веков» славилось «своим православием» (АСЗР. Т. 2. № 60. С. 87-88).
10 дек. 1701 г. польск. король и Литовский вел. кн. Август II Сильный Саксонский по просьбе братчиков подтвердил привилей 1676 г. кор. Яна III Собеского об организации при Богоявленском храме типографии «для свободного печатания всякаго рода Польских и Русских книг». Противящимся ее организации грозил штраф в одну тысячу коп литов. грошей (Там же. № 63. С. 93-94). В изданной в типографии «Книге житий святых» (1702) была напечатана гравюра с изображением Могилёва, в центре к-рого находился М. Б. м. (вид со стороны Шкловского предместья). 11 янв. 1725 г. братчики выдали специальную грамоту своему старосте П. А. Асейевичу, в которой было подтверждено, что он уполномочен от их имени искать словолитчика для братской типографии, находившейся в М. Б. м. (Там же. № 67. С. 101).
22 июня 1707 г. могилёвский войт Феофил Девульский передал мон-рю и братству большую территорию в городе, ранее состоявшую из отдельных участков. Они находились в Перекрестной сотне, и «границами их служат: с одной стороны межа господина Даниила Сапоцкого, с другой - плац и дом Раковскаго, арендуемые ныне господином Павлом Лапицким; с других сторон границами служат: нижняя улица Перекрестная и другая улица, идущая на горе под валом». Девульский отмечал, что они составляют «одно целое», где теперь размещены «строение с пивоварнею, со всею принадлежащею к ней посудою кроме котла, и там же разведен сад». На этой земле в память об убиенном сыне Кирилле Девульский выстроил малую каменную ц. во имя св. Онуфрия, к-рая также переходила в собственность братчиков с условием, что в ней продолжало совершаться «заупокойное служение и ежегодно праздновался день св. Онуфрия 12-го июня по старому стилю»,- еще в 1704 г. вкладчик получил благословение митр. Варлаама (Ясинского) на постройку церкви. При этом Девульский оговаривал свое право использовать передаваемое имущество вплоть до смерти (Там же. № 65. С. 95-99).
Ок. 1725 г. у властей М. Б. м. возник конфликт с Могилёвским еп. Сильвестром (Четвертинским), отказавшимся утвердить настоятелем обители кандидата братчиков игум. Климента (Пигаревича). Архиерей стремился подчинить М. Б. м. и братство своей власти и назначить для управления ими своего игумена. Действия еп. Сильвестра поддержал рус. резидент Игнатий Рудаковский. Защищая свою ставропигию, братчики обратились к кор. Августу II Саксонскому, к-рый поддержал их требования. 18 окт. 1725 г. он выдал братчикам королевскую грамоту (Там же. № 68. С. 102-103). Однако против братчиков был архидиак. Каллист Заленский, к-рый поспособствовал удалению из М. Б. м. в Черниговскую епархию игум. Климента и лишению его права священнослужения. Заленский препятствовал церковным службам братчиков и не допускал в М. Б. м. городских священников. Фактически захватив власть в Могилёвской епархии, он надеялся стать преемником престарелого еп. Сильвестра (Четвертинского; † 14 февр. 1728). Зимой 1727/28 г. Заленский захватил в М. Б. м. епископский архив и способствовал назначению наместником обители минского игум. Гедеона (Шишки). Архидиакон предпринял попытку своего избрания во епископа не в Могилёве, а в Мстиславле, не имея благословения ни от Киевского митр. Варлаама (Вонатовича), ни от ставропигиальных братств. 26 июня 1728 г. братчики составили инструкцию для своих послов, к-рых они собирались отправить в Киев для подачи жалобы на действия Заленского. 8 сент. 1729 г. митр. Варлаам (Вонатович) назначил, а 30 янв. 1730 г. утвердил епископом Могилёвским Арсения (Берло), бывш. настоятеля киевского Межигорского в честь Преображения Господня монастыря. 10 марта 1730 г. архидиак. Каллист спровоцировал выступление братчиков и горожан против еп. Арсения. В итоге королевским манифестом 29 июля 1730 г. еп. Арсению (Берло) было запрещено служить на Могилёвской кафедре. Т. о., вопрос о власти в М. Б. м. остался открытым. Лишь в 1732 г. архидиак. Каллист был наказан и затем сослан в Сибирь.
2 окт. 1744 г. Могилёвскую епархию возглавил еп. Иероним (Волчанский), к-рому пришлось противостоять серьезным нападкам католиков и униатов (Там же. № 68-70. С. 102-112; Чистович И. А. Очерк истории Западнорус. Церкви. СПб., 1884. Ч. 2. С. 61-69; Жудро. 1890. С. 81-82). 21 июля 1748 г. Смоленский и Дорогобужский еп. Гедеон (Докукин) обещал помочь братчикам и доставить им строевой лес, чтобы отремонтировать пострадавшие в пожаре постройки (АСЗР. Т. 2. № 71. С. 113). В 1755 г. М. Б. м. впервые посетил новоизбранный еп. Могилёвский и Мстиславский свт. Георгий (Конисский), возглавивший служение литургии в монастырском соборе. В 3-й четв. XVIII в. в Могилёве усилилось религ. и экономическое притеснение правосл. мирян и монашествующих, нарушались их законные привилегии. В 1765 г. еп. Георгий (Конисский) был вынужден жаловаться польскому кор. Станиславу Августу II Понятовскому на ухудшение положения православных (Там же. № 77. С. 131-135). До 1798 г. заметную адм. роль среди братчиков в управлении М. Б. м. играл староста, избираемый ими на 3 года, а настоятель обители занимался лишь духовными вопросами.
Положение М. Б. м. улучшилось в 1772 г., после 1-го раздела Речи Посполитой, когда Могилёв вернулся в состав Российского государства. В 1798 г. по штатам М. Б. м. был отнесен к числу третьеклассных, в нем была учреждена архимандрития, игум. Иоасаф возведен в сан архимандрита. В 1798-1835 гг. к М. Б. м. был приписан Буйничский в честь Сошествия Святого Духа на апостолов монастырь. Из-за сильного пожара 1810 г. и по причине боевых действий в ходе русско-французской войны 1812-1815 гг. долгое время не восстанавливались монастырские соборы: Богоявленский - до 1805 г., Иоанно-Богословский - до 1828 г. В 1828 г., при настоятеле архим. Гаврииле (1827-1829), после прошения Могилёвского еп. Павла (Павлова-Морева), указом имп. Николая I Павловича М. Б. м. был возведен во 2-й класс, что способствовало улучшению материального положения обители. М. Б. м. получил право на расширение церковного землевладения и получение ежегодно из гос. казначейства 3,5 тыс. р. В 1842 г., при настоятеле архим. Леониде (Зарецком) (1836-1843), М. Б. м. был внесен в число обителей 1-го класса. Несколько архимандритов позднее были хиротонисаны: 10 янв. 1843 г. Леонид (Зарецкий) - во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии, 21 авг. 1866 г. Павел (Доброхотов) - во епископа Вологодского и Великоустюжского, 22 авг. 1871 г. Палладий (Ганкевич) - во епископа Выборгского, викария С.-Петербургской епархии, 15 февр. 1920 г. св. Серафим (Самойлович) - во епископа Угличского, викария Ярославской епархии.
13 февр. 1883 г. Синод принял решение о восстановлении Могилёвского правосл. братства (Восович. 2009. С. 19), которое 19 окт. 1897 г. во многом способствовало открытию Гомельского отд-ния, 8 марта 1898 г.- Мстиславского отд-ния Могилёвского братства.
Накануне первой мировой войны в М. Б. м. проживали 37 монахов. В 1918 г. обитель была закрыта, а в 1928 г. прекратилось богослужение в монастырских храмах. В 1929 г. в одном из частных домов на окраине Могилёва бывший настоятель игум. Митрофан (Туров), иеромонахи Тихон (Савченко) и Арсений (Томашёв) организовали подпольный мон-рь, членами которого позднее стали бывший настоятель Белыничского муж. мон-ря архим. Марк (Сидляр), киевские иеромонахи Иларион (Подопригорье) и Иринарх (Жабыко). В 1936 г. мон-рь был ликвидирован, монахи осуждены на различные сроки заключения. В 1941 г., во время ожесточенной обороны г. Могилёва от немецко-фашистских войск, зданиям на территории М. Б. м. был нанесен большой ущерб, сохранились лишь стены соборов и колокольня. В 1945 г. комиссия Управления по делам архитектуры при Совете министров БССР после осмотра территории обители приняла решение об их восстановлении и реставрации. Однако из-за недостатка финансирования после 1952 г. остатки строений М. Б. м. были разобраны. На месте обители был воздвигнут городской жилой массив, на месте Богоявленской ц.- детский сад.
В М. Б. м. хранилась Могилёво-Братская икона Божией Матери, с к-рой связано неск. преданий о чудесном спасении города: 19 марта 1655 г.- от тяжелой осады польско-литовских войск гетмана пана Януша Радзивилла, о чем позднее вспоминали вкладчики обители (напр., в 1707 - АСЗР. Т. 2. № 65. С. 97), в 1708 г.- от соратников А. Д. Меншикова, который хотел отомстить горожанам за антимосковское восстание 1661 г., в 1910 г.- от мощного пожара, уничтожившего значительную часть Могилёва.